Выученная беспомощность, депрессия, безделье




Что такое выученная беспомощность

выученная-беспомощность

Давайте рассмотрим выученную беспомощность как одну из предпосылок для депрессии и саморазрушающих привычек. Слышали выражение, что человек «пьёт от безделья»? О каком «безделье» идет речь?

Выученная или приобретенная беспомощность — состояние человека или животного при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность.

Хорошее определение и этим все сказано. Явление было описано после проведения опытов психологом Мартином Селигманом ещё в 1967 году. После продолжения экспериментов вместе с коллегой Стивеном Майером выводы были подтверждены многократно, в том числе и другими исследователями проводящими опыты с контролем своей жизни пожилыми людьми.

Суть первых экспериментов с собаками сводилась к тому, что животных в закрытом пространстве подвергали воздействию электрического тока на которые они не могли повлиять. Когда животным давали возможность избежать ударов током, то животные не пользовались возможностью, а вели себя как обычно — ложились и скулили.

Данный опыт построенный по модели опытов Павлова очень тесно с ним перекликается, у животных выработался негативный рефлекс или негативное подкрепление.

Вывод, который сделали ученые на основе опытов, был таков: подопытные не предпринимают никаких попыток изменить негативную ситуацию, если у них был опыт, когда в аналогичной ситуации их действия не приводили к положительному результату.

Результат опытов с пожилыми людьми в доме престарелых, когда одним разрешали многое, а другим всё запрещали был таков — человек управляющий своей жизнью в целом более счастлив, здоров, продуктивен, удачлив и успешен нежели тот, кто лишён права выбора. Даже смертность среди пожилых из группы, в которой люди самостоятельно принимали многие решения, была ниже.


Выученная беспомощность в конце концов приводит к депрессии, тревожным расстройствам. Как следствие снижается общий тонус организма, иммунитет, проявляются психосоматические реакции. Жизнь тлеет вместо того, чтобы греть.

Примеры выученной беспомощности в жизни

Как выученная беспомощность проявляется в обычной жизни. Вот то самое «безделье» — бездеятельность. Посмотрим несколько примеров.

  • Не пошёл бизнес один раз, два, три, значит, делает вывод человек, я не гожусь в бизнесмены. То есть после неудачного первого, второго раза делается вывод не о среде и своих ошибках, а о своей принципиальной неспособности сделать бизнес в любой существующей среде. 
  • Не получилось у ребенка или у взрослого что-то один раз, второй, то на третий он даже пытаться не будет. Негативные ожидания зафиксированные прошлым опытом просто не дают двигаться вперёд.
  • Чужой негативный опыт, который принимается безоговорочно как свой собственный. «Если у него не получилось, то у меня точно не получится».
  • Автомобильная авария и страх вновь садиться за руль.
  • На выступлении кто-то значимый или сам человек был осмеян и желания выступить уже ослабевает или исчезает вовсе.
  • Отказ в приеме на работу, неудавшиеся свидания, отказ в публикации книги и прочее.

Выученная беспомощность тесно связана с депрессией (частая причина) и проявляется как отказ от действий. Что называется «плохо, а что я могу сделать?». С тревожностью и страхами как ожидание плохого. С прокрастинацией (откладывание, затягивание, отказ от принятия решения, от действия) через ощущение беспомощности → отсутствие действия → самоупрёки → сомнения в себе → ощущение беспомощности.

Выученная беспомощность тесно связана с депрессией и проявляется как отказ от действий

В состоянии выученной беспомощности:

  • невозможно ставить цель раз все бесполезно — «не знаю чего хочу»
    трудно даже физически начинать действовать — «не сейчас», «хочу, но…», «что делать»
  • сложно длительное время придерживаться выбранного намерения «передумал», «стало не интересно»

Как справиться с выученной беспомощностью

Выводы, которые можно сделать из того, что мы узнали выше и способы борьбы с заученной беспомощностью:

  • Повышение самооценки, если с ней есть проблемы. Как правило есть.
  • Выбор. В отсутствие выбора человек может проявлять саморазрушительное поведение, как единственный выбор, который ему остаётся.
  • Действие. Прошлый опыт может давить на нас, но не должен определять вектор жизни и реакции. Новое действие рождает новый опыт.
  • Возможность гибких изменений и корректировки. Увеличение количества способов достижения цели часто увеличивает шансы на успех.

Я знаю чего хочу, поставил цель. Я уверен в том, что сделал верный выбор. Я предпринимаю действия по достижению цели. Если у меня не получается достичь цели, то  корректирую способы достижения цели до достижения результата.

Как справиться с выученной беспомощностью

Если бы собаки в том опыте Селигмана пробовали бы освободиться когда они получили свободу действий, то у них бы получилось потому что поменялась среда. Их опыт был адекватен для первой части эксперимента. Но он стал мешать когда животным дали свободу. Негативный опыт заставлял их страдать и ждать привычного удара током.

В случае с публикацией рукописи важно после первого, второго отказа не останавливаться. Много раз издательства отказывали Набокову, Хэмингуэю, Уэллсу. 38 издательств отказались публиковать «Унесённые ветром», 12 издательств отказались публиковать «Гарри Поттера». Если бы Джоан Роулинг после первых 5, 10 неудачных попыток отказалась от борьбы, то книги бы не вышли, и не было бы писательницы Джоан Роулинг.

После автомобильной аварии важно снова сесть за руль как можно быстрее, чтобы не закрепился страх, что вождение приводит к авариям. Разумеется, соблюдая все правила безопасной езды.

Приведённые выше примеры не дают гарантию, что ваше творение опубликуют, вы встретите своего любимого, избавитесь от страхов или добьётесь успеха. Но у вас есть шанс.

Не забывайте, что причины заболеваний могут иметь органическую природу и обязательно консультируйтесь с врачом.



Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *